Внимание — здоровье.

здоровье первоклассника16 марта 2011 года было опубликовано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, касаемое  санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Оно  вступит в силу 1 сентября 2011 г.

На мой взгляд, требования, приведенные в этом постановлении очень разумные и своевременные, так как физическое и психическое здоровье наших детей ухудшается с каждым годом.

Будут ли школы выполнять их или нет, во многом зависит от нас с вами, уважаемые родители!   Хочу привести выдержки из этого документа, которые, как мне кажется, будут интересны родителям первоклассников. Все ли указания будут соблюдаться в вашей школе?  Следите  за этим и не стесняйтесь требовать выполнения всех требований — это очень важно!

1. Школьное помещение.

«Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.»

«Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 — 4 классов — не выше 3-го этажа.»

«Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.»

«В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.»

«Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.»

2. Рабочее место.

«Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.»

«Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.»

«Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.»

«Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.»

«Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.»

3. Температура воздуха.

«Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.»

«Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.»

4. Возраст начала школьного обучения.

«Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.»

«Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.»

5. Наполняемость классов.

«Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.»

6. Учебная нагрузка.

«Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:   — для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;   — для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе»

«Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.»

«Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 — 4-х классов — 2 — 3-м уроках»

» В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.»

«В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4-м уроках.»

7. Домашнее задание.

В 1 класах не задается. «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч.»

8. Вес портфеля.

«Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг.»

«В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.»

«Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 — 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 — 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.»

9. Особые указания для 1-х классов.

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:   — учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;   — использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);   — рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;   — для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;   — обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;   — дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.»

Для тех, кто хочет прочитать  постановление целиком, ссылка: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.

Здоровье Вашего первоклассника важнее любого процесса обучения.

Ольга Сорокина.

1 комментарий для "Внимание — здоровье."

Юльчатка | 4 августа 2011 в 15:39

Достаточно разумные пункты получились у чиновников, вот только носят они рекомендательный характер. Сравниваю с нашей школой и вижу, что она далека от идеала. Может теперь директор начнет что-либо изменять в нашей школе. Спасибо за информацию.
P.S. Рада с Вами познакомиться 🙂

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>